Встреча в Иерусалимском храме была неслучайной. Ведь мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько — десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей.

Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников.

Встреча с Богом — это состояние души. Именно поэтому мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса с праведным Симеоном и с благочестивой Анной, уже в то время именовавшейся пророчицей. А если спросить на улице какого-нибудь человека: «Вы с Богом встречались?», он не поймет, о чем вы его спрашиваете. И если у верующих людей спросить: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души.

А когда, как и при каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь — в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг неожиданно у мужественного человека слезы на глазах появляются, то это значит, что в момент этой сокрушенной покаянной и сильной молитвы его состояние души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4).

Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда с человеком происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается в том числе и в человеческом творчестве. Мы знаем потрясающие, не оставляющие человека безразличным произведения искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, когда кажется, что взирая на дивные и гармоничные формы и на глубочайшее гармоничное содержание, как то бывает в литературе и в поэзии, соприкасаешься с иным миром. Что это такое — заблуждение, а быть может, прелесть? Совсем нет, потому что Бог есть гармония. И Богу было угодно закон гармонии положить в основе бытия Вселенной, космоса. И, начиная от элементарных частиц до макрокосмоса, везде этот закон гармонии.

Казалось бы, какое еще нужно доказательство бытия Божия? Если все произошло случайно, то должен быть закон хаоса, безобразия, случайностей. А случайности всегда сталкиваются друг с другом, и результаты этих столкновений могут быть очень разрушительными. Но ничего не разрушается, а если и разрушается, то по вполне логичным причинам. Весь космос существует в удивительном гармоничном сочетании. Это хорошо понимают ученые. А простые люди, взирая на красоту Божиего мира, на сочетание единых красок, на это волшебство, а лучше сказать, Божественное чудодейство, разве не встречаются с Богом? Мы видим, мы чувствуем Его.

Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент святой Евхаристии, когда с сокрушенным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом.

Встречая Богомладенца Иисуса и Его Мать в Иерусалимском храме, праведный Симеон произносит пророческие слова: «Се, лежит Сей Младенец на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (см. Лк. 2:34-35)» — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.

Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление — Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? Не потому ли, что душа их далека от Источника жизни и в силу своей ослеплённости земными страстями не воспринимает небесный свет Истины.

И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом к воскресению в жизни вечной в Царствии Божием.

Веру человека, пережившего опыт Богообщения, невозможно разрушить никакими гонениями или соблазнами. Поэтому каждый из нас должен помнить слова старца Симеона Богоприимца «Се лежит Сей на падение и на восстание многих» — падение тех, кто не видит Божие присутствие, кто отвергает Его руку, и восстание тех, кто верит в Его присутствие и ощущает силу Его благодати. Для того мы и строим храмы Божии, — чтобы как можно больше людей почувствовали, что Бог рядом, что Он может восставить падшего, совершить великое преображение человеческой личности и придать ей силы для преодоления любых испытаний.

Да поможет всем нам Господь никогда не падать, но восставать и, опираясь на силу Божию, возрастать от силы к силе и восходить по пути, который каждого из нас ведет к Царствию Небесному.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

(При подготовке текста использовались проповеди Святейшего патриарха Кирилла: после Литургии 15 февраля 2015 года в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы; после Литургии 15 февраля 2011 года в Храме Христа Спасителя; после Литургии 15 февраля 2017 года в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *