Памяти новомучеников Российских

Текст презентации, подготовленной пресс-службой Саянской епархии для открытия книжной выставки, посвящённой подвигу новомучеников.

Предстоящий год – это столетие февральской революции 1917 года, последовавшего затем отречения от престола царя-страстотерпца Николая Александровича и большевистского переворота, который послужил началом жестокой братоубийственной войне… Сегодня мы живём в контексте того, что свершилось сто лет назад. И в этом плане особое значение имеет осмысление подвига новомучеников и исповедников российских.

СЛАЙДОВАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ: Патриарх Тихон и митрополит Петр, свт.Владимир, митрополит Киевский, свт.Илларион…

Кто такие новомученики? Это верующие люди, которые своей кровью запечатлели истинность веры. Жестокие гонения обрушились на Русскую Православную Церковь в начале 20-го века. Документы свидетельствуют, что захватившие власть большевики сознательно и последовательно проводили политику уничтожения Православия. А ведь именно Православием сформирована духовная основа русского народа, его почва – тот питательный слой, на котором вырастали великие русские люди: святые подвижники, герои, первопроходцы.

СЛАЙДОВАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ: прп.Сергий Радонежский, Иван Сусанин, Хабаров… свт. Иннокентий Московский

Самым ярким примером – святитель Иннокентий Московский. Уроженец глухого сибирского села, не получивший систематического университетского образования, он стал просветителем народов Дальнего Востока, Аляски, Якутии: лингвистом, создавшим грамматику алеутского языка, писателем, книги которого читаются и сегодня, первопроходцем, первоиерархом Русской Православной Церкви.

Именно против этого — против русского подвижничества, против святости, против величия свободного православного духа восстали большевики. Уничтожение Церкви, которая одухотворяет народ, было главным условием строительства казарменного социализма. Но Церковь необорима. Новомученики, память которых мы теперь почитаем, своим подвигом сохранили духовную основу жизни нашего народа и сделали возможным возрождение России.

СЛАЙДОВАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ: храм Христа Спасителя (исторические фото), Казанский собор Иркутска

Символом возрождения России можно назвать строительство храмов. Символом репрессий, которым подвергся православный народ в годы утверждения советской власти, было их уничтожение. В 1931 году в Москве взорвали храм Христа Спасителя. На следующий год такой же разрушительный взрыв прогремел в Иркутске.

Когда-то на главной площади Иркутска возвышался величественный Казанский собор. Он являлся символом культурного расцвета и богатства столицы Восточной Сибири. Собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он мог вместить в себя пять тысяч молящихся, а его высота достигала 60-ти метров. Для сравнения: знаменитый Исаакиевский собор с Санкт-Петербурге вмещает восемь тысяч человек, а первый храм Христа Спасителя в Москве был выше иркутского собора на 13 метров.

В 1930 году собор закрыли. В партийных органах печати велась активная компания за его ликвидацию.И в январе 1932 года губернский отдел охраны памятников подписал ему смертный приговор. Собор взорвали. Первый взрыв прозвучал в августе 1932 года, но чтобы окончательно обрушить строившееся на протяжении двадцати лет здание, потребовалась еще несколько зарядов. Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их в вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень ее поднялся почти на метр.

СЛАЙДОВАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ: фото храмов царского времени.

В это же время сокрушительной атаке подверглись храмы во всех городах и селениях нашего края. В частности, в 1932 году до основания был разрушен соборный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа в Балаганске. Был закрыт и осквернен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тулуне. В Нижнеудинске сначала снесли Вознесенский соборный храм, а в 1936 году разрушили каменный храм в честь Воскресения Христова. В Зиме… Волна разрушений не обошла ни одно поселение, где действовали храмы.

Закрытию и разрушению храмов предшествовало преследование священников. В частности, в 1932 году до основания был разрушен соборный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа в Балаганске. Был закрыт и осквернен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тулуне. В Нижнеудинске сначала снесли Вознесенский соборный храм, а в 1936 году разрушили каменный храм в честь Воскресения Христова. В Зиме были закрыты три храма, два из которых до нашего времени не сохранились. Волна разрушений не обошла ни одно поселение, где действовали храмы.

Закрытию и разрушению храмов предшествовало преследование священников.

СЛАЙДОВАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ: фото мемориального комплекса в посёлке Пивориха Иркутской области.

Русской Голгофой называют Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Есть такая Голгофа и в Приангарье. Это трагическое место находится в лесном массиве в окрестностях поселка Пивовариха Иркутского района. В 1930-х годах этот обширный участок земли находился в распоряжении Иркутского управления НКВД. На нем располагалась зона отдыха сотрудников и ведомственный совхоз. А в 1937 году под Пивоварихой была выделена спецзона для захоронения расстрелянных по постановлениям тройки УНКВД по Иркутской области.

В 1989 году были открыты четыре рва протяженностью до ста метров и глубиной не менее пяти метров. Все они до краев были заполнены телами замученных и убитых людей… По данным Управления КГБ по Иркутской области, на организованном в лесном урочище под Пивоварихой полигоне могут быть захоронены 15 – 17 тысяч человек самых разных сословий, профессий, социального положения. Имена жертв репрессий ещё публикуются. А история новомучеников иркутских ещё не написана.

К составлению Хроники репрессий духовенства Иркутской области приступила кандидат исторических наук Тамара Александровна Крючкова. Она выявила в архиве регионального управления ФСБ 105 уголовных дел, в которых содержатся сведения о 154 церковно- и священнослужителях и монахах Иркутской епархии. Все они в 1920-30-е годы были привлечены к следствию по подозрению в антисоветской деятельности и пострадали за веру и верность Богу. Данные о них были опубликованы историком в православном альманахе «Иркутский Кремль» в 2011 — 2012 годах.

Среди репрессированных священник Никольского храма г.Тулуна Дмитрий Трофимович Игумнов, настоятель Свято-Троицкой церкви села Малышовка Балаганского района Никита Кириллович Любушкин и служивший в этом же храме псаломщиком священник Моисей Деомидович Бибик, священник Михаило-Архангельской церкви села Шерагул Тулунского района Никодим Юлианович Сеницкий, священник Казанского храма села Каразей Георгий Данилович Лыткин и многие другие, имена которых ещё предстоит открыть.

СЛАЙД: икона новомучеников и исповедников Российских.

Почему так важно для нас воскресить и сохранить память новомучеников Российских? Потому что эти подвижники должны стать для нас духовными маяками. Их молитвами хранима Россия. Их подвиг стал основой духовного возрождения нашего народа сегодня. Всмотримся в эти лица. Ныне они предстоят Богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *